Марина Сабировна Зайнулина: Конгрессы – наша активная жизненная позиция

Нарушения свертываемости крови становятся частой причиной материнской и перинатальной смертности. С каждым годом проблемам гемостаза уделяется всё больше внимания в практике акушеров-гинекологов. Однако, для успешной борьбы с тромбозами и кровотечениями у женщин, требуется объединить усилия не только акушеров-гинекологов и гематологов, но и целого ряда других специалистов, в том числе представителей органов власти и деятелей фундаментальной науки. Площадка для такого диалога появилась в прошлом году – тогда в Санкт-Петербурге с успехом прошла I Международная конференция, посвящённая гемостазу и репродукции. В 2018 году мероприятие вновь объединит ведущих экспертов России и мира, но уже в формате дискуссионных клубов и под эгидой РАН. Будет проведена первая в России школа по гемостазу с участием ведущих мировых специалистов. II Международная конференция «Гемостаз, тромбоз и репродукция: междисциплинарный подход» состоится 26-28 марта 2018 года в Санкт-Петербурге. Какой будет эта встреча, нам рассказала Марина Сабировна Зайнулина – идеолог и сопредседатель организационного и научного комитета конференции, профессор кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, главный врач СПб ГБУЗ «Родильный дом №6 им. проф. В.Ф. Снегирева».
– Марина Сабировна, как давно проблемы гемостаза изучаются медицинской наукой и чем обусловлен растущий интерес к ним?
М.С.: Гемостазиология – молодая наука. Первые наследуемые дефекты системы гемостаза были открыты только в середине прошлого века, тогда же и появился термин «тромбофилия». Существенный прорыв был связан с важными генетическими и иммунологическими открытиями, сделанными в конце XX века: открытием антифосфолипидного синдрома и мутации фактора V Лейден – наших основных патологических состояний. Лишь совсем недавно врачи разных профилей стали понимать, что проблемы наследуемого свойства, затрагивающие иммунную систему и генетику человека, могут проявляться различными заболеваниями и осложнениями, в том числе в акушерско-гинекологической практике.
– Проблемы репродукции, ведения беременности и родоразрешения – вторая составляющая конференции. Повышается ли актуальность этой темы?
М.С.: Безусловно. Если лет 20 назад мы считали, что патологические роды занимают всего 3-5% от всех родов, то в настоящее время в перинатальных центрах и ведущих родовспомогательных учреждениях страны их доля составляет 80-90%. На конференции мы даём ключ к пониманию механизмов развития материнской и перинатальной смертности, а понимание патогенеза позволяет выстроить цельную систему профилактики.
– Получается, конгресс проходит на стыке акушерства-гинекологии и гематологии?
М.С.: Ключевые вопросы программы – нарушение свертываемости крови и репродукция. Тромбоз и кровотечения – основные причины материнской и перинатальной смертности. Осложнения, заложенные в материнском организме на генетическом и иммунологическом уровне, могут передаться новорожденному и проявиться в ранний или поздний неонатальный период, представляя угрозу его жизни. Геморрагические и тромботические осложнения – это проблема не только на этапе планирования беременности. Иногда они проводят к экстренным состояниям, когда для сохранения жизни матери и ребёнка требуется реанимационная помощь и чёткое следование акушерским алгоритмам.
Для гематологов женщины с репродуктивными проблемами не родные, как для акушеров не являются родными пациентки с проблемами гемостаза. Мы показываем, что естественное течение любой акушерско-гинекологической проблемы выводит нас на проблему гемостаза, поэтому любой акушер-гинеколог должен в ней разбираться.
Гематологи, в свою очередь, понимают важность репродуктивного здоровья и пытаются освоить акушерство, а акушеры, наоборот, стремятся получить знания по гематологии. Это даёт им возможность стать очень грамотными специалистами в своей сфере. Кроме того, для успешной борьбы с тромбозами и кровотечениями им необходимо владеть лабораторной диагностикой и азами реаниматологии. Вот такая интересная сфера знаний.
– Поэтому вторая конференция заявлена как междисциплинарная?
М.С.: По сути, такой была и первая встреча. Тогда зарегистрировалось 703 специалиста, и большинство из них не были акушерами-гинекологами. Были и кардиологи, и неврологи, и медицинские генетики, и флебологи, и специалисты терапевтического профиля, и трансфузиологи, и анестезиологи-реаниматологи… Но, несмотря на то, что по вовлеченности специалистов мероприятие очень масштабное, по тематике оно остаётся узкоспециализированным. В этом парадоксе кроется успех, ведь конгрессов, посвящённых именно гемостазу и репродукции, в России больше не проводится. Наша конференция в этом смысле уникальна. Это научное мероприятие международного уровня, объединяющее ведущих специалистов и полностью лишенное коммерческой направленности.
– Последний пункт – это принципиальная позиция?
М.С.: Да, и это большой плюс, на мой взгляд. Многие конгрессы грешат низким уровнем докладов и заточены под определенные коммерческие интересы. Мы стараемся этого не допускать и строго подходим к формированию научной программы. Коммерческие доклады у нас не проходят. Наши лекторы – эксперты, достигшие такого высокого уровня, что могут себе позволить отрешиться от всего земного и дать научную квинтэссенцию того, как нужно вести пациентов.
– Кто будет выступать в качестве спикеров в этом году?
М.С.: Во-первых, наши иностранные гости. Профессор из Израиля Бенджамин Бренер – признанный европейский и мировой специалист в области гемостаза и репродукции, участник ведущих мультицентровых исследований и абсолютно принципиальный человек, который не поддается никаким спекулятивным влияниям. Его мнение выдержано и поэтому максимально ценно. Профессор Жан Кристоф Гри из Франции – ведущий мировой специалист в области антифосфолипидного синдрома. Профессор Сэм Шульман из Канады – эксперт в области тромбозов, который к тому же занимается педиатрической практикой. Об уровне этого специалиста говорит тот факт, что его регулярно вызывают в разные страны мира на судебные дела и сложные случаи, связанные с тромботическими осложнениями у женщин и детей.
Из российских спикеров с удовольствием отмечу основоположника акушерской гемостазиологии, сопредседателя конференции, члена-корреспондента РАН, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. Сеченова Александра Давидовича Макацария, которому мы обязаны рождением идеи и реализации этого мероприятия в России.
– Расскажите подробнее, как это было?
М.С.: Три года назад Александр Давидович организовал в Москве форум АнтиКоагулянтной Терапии, включающий три направления: неврологию, кардиологию и репродуктологию. Я посетила этот Форум, а потом обсудила с профессором Макацария возможность организации похожего мероприятия в Санкт-Петербурге. Мы решили немного трансформировать его идею и создали конгресс, в котором хоть и нет кардиологической и неврологической секций, зато представлены лабораторная диагностика, анестезиология, реаниматология и гематология. Эта идея получила поддержку ректора Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени акад. И. П. Павлова, Академика РАН Сергея Федоровича Багненко. Теперь оба мероприятия проводятся в единении двух авторитетных университетов – Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова и Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. При этом Александр Давидович и я являемся не только научными сотрудниками, но и практикующими врачами, ведём приёмы пациенток со всей России. Конгрессы – наша активная жизненная позиция и желание поделиться своими знаниями.
– Кого ещё из российских экспертов смогут услышать участники конференции?
М.С.: Отмечу проректора по научной работе Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, академика Юрия Сергеевича Полушина, который неизменно участвует в наших секциях по материнской смертности, по анестезиологическому обеспечению, инфузионной и трансфузионной терапии. Без его опыта и ценных исследований мы бы не смогли бороться с тромбозами и кровотечениями в реальной клинической практике. Выступит наш выдающийся соотечественник член-корреспондент РАН Виктор Евсеевич Радзинский. Он хорошо известен своей организаторской деятельностью, проводит собственные мероприятия. Мы высоко ценим его как знатока и ценителя дискуссий. Из гематологов я бы отметила директора Алтайского филиала Гематологического научного центра профессора Андрея Павловича Момота, ученика профессора Баркагана. Он предан делу и прошел потрясающую научную школу. Мы всегда работаем в тесном сотрудничестве с Российским Научно-Исследовательским Институтом гематологии и трансфузиологии ФМБА России и выдающимся профессором Людмилой Петровной Папаян, возглавляющей лабораторию свертывания крови. Также выступит профессор Виталий Федорович Беженарь, который преимущественно занимается темой репродукции и гинекологии, в том числе применительно к тромбозу и гемостазу.
– Вы перечислили известных российских специалистов. А кто будет из представителей других специальностей?
М.С.: Здесь я бы выделила профессора Татьяну Владимировну Вавилову, она представляет кафедру клинической лабораторной диагностики и генетики Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова и знаменита своим принципиальным подходом к лабораторной диагностике. Упомяну и профессора Евгения Витальевича Ройтмана, профессора кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Это наши ведущие специалисты.
– А кто из экспертов оказывает организационную поддержку?
М.С.: Председателем Конференции является наша вице-губернатор Анна Владимировна Митянина, которая отвечает за социальный блок. Несомненно, поддержит нас и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, возглавляемый академиком Михаилом Владимировичем Дубиным. Неоценима помощь академика Генриха Александровича Сафронова – президента региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга».
– Чем обусловлен такой интерес к мероприятию со стороны власти?
М.С.: Тромбоз – распространённая причина смертности, а в сфере акушерства и репродукции нарушения гемостаза – это ещё и одна из причин потери у женщины фертильности и способности вынашивать ребенка. С точки зрения демографии эта проблема имеет большой вес.
– Какие задачи на стыке акушерства-гинекологии и гемостазиологии требуют решения на организационном уровне?
М.С.: Есть множество инновационных методик, которые требуют финансирования от государства. Раньше выделялось большое количество федеральных квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи женщинам, планирующим беременность. Были квоты по привычному невынашиванию: женщине разрешалось госпитализироваться в федеральные центры, получать обследование на генетическую тромбофилию, на антифосфолипидный синдром и даже проводить такие высокотехнологичные методы подготовки к беременности, как плазмаферез и введение иммуноглобулина. Но сейчас этого нет.
– Но есть же квоты на ЭКО?
М.С.: ЭКО – не единственный путь решения этой проблемы. Многие пациентки, которые пользуются вспомогательными репродуктивными технологиями на самом деле могли бы забеременеть сами, если б им было предложено адекватное патогенетическое обследование для того, чтобы понять почему самостоятельная беременность не наступает. За этим может стоять нарушение свертываемости крови, аутоиммунная причина невынашивания и бесплодия. Всё могло бы решиться меньшими суммами и с меньшей нагрузкой на организм женщины.
– В завершении разговора, хотелось бы поговорить об уникальности тех знаний, которые получат участники конгресса. Почему это мероприятие стоит внести в свой календарь практикующему специалисту?
М.С.: Тот материал, который получат участники конгресса, будет совершенно эксклюзивным. Заявлен междисциплинарный подход, мы собираем на одной площадке врачей тех специальностей, которые в реальной жизни не собираются в один момент времени. В этом году мы будем проводить все свои секции в формате дискуссионных клубов, прозвучат самые полярные мнения, а вести дискуссию будут ведущие спикеры мирового уровня. И главное – мы, похоже, выходим на формирование особой специальности, которая объединит знания представителей разных профилей для борьбы с материнской и перинатальной смертностью.